Добро пожаловать
Скайп-консультация
в «Дельфин»:
Skype-имя,
время консультаций
в «Песенка»:
Skype-имя,
время консультаций
Детские страхи: причины и последствия
- Категория: Советы психолога
- Обновлено 06.04.2020 20:52
- Создано 19.02.2020 22:05
- Автор: Администратор сайта МБУ № 73
- Просмотров: 2528
Детские страхи: причины и последствия
(консультация для родителей)
Педагог-психолог Терентьева Е.В.
Нелегко найти человека, который никогда бы не испытывал страха. Тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психологической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление.
Эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего характера и подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности.
Несмотря на общую негативную окраску, страх выполняет в психической жизни ребенка важные функции:
- страх – это своеобразное средство познания окружающей действительности, что приводит к более критическому и избирательному отношению к ней и, таким образом, может выполнять определенную обучающую роль в процессе формирования личности;
- страх, как реакция на угрозу, позволяет предупредить встречу с ней, играя защитную адаптивную роль в системе психической саморегуляции.
Причинами страха могут быть события, условия и ситуации, являющиеся началом опасности. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект, которые иногда с ним не связаны и расцениваются как беспредметные. Может вызываться страданием, если в детстве сформировались связи между этими чувствами.
ЧЕГО ЖЕ БОЯТСЯ НАШИ ДЕТИ?
В год малыши боятся окружающей среды, посторонних людей, отдаление от матери.
От 1 до 3 лет – темноты, ребенку страшно оставаться одному, бывают также другие страхи.
От 3 до 5 лет у детей встречается страх одиночества, темноты, замкнутого пространства, сказочных персонажей (как правило, в этом возрасте они ассоциируются с реальными людьми).
От 5 до 7 лет преобладают страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т. п., боязнь родительского наказания, животных, боязнь страшных снов, потери родителей, боязнь заразиться какой-либо болезнью.
Вышеперечисленные детские страхи довольно распространены. И, как не парадоксально, их источник – взрослые, которые окружают ребенка. Мы, взрослые, непроизвольно «заражаем» ребенка страхом тем, что слишком настойчиво, эмоционально указываем на наличие опасности. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи – упадешь», «Не бери – обожжешься», «Не гладь
– укусит». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги и переживает страх.
В профилактики детских страхов выделим следующие моменты:
- Детей ни в коем случае нельзя пугать – ни дядей, ни волком, ни лесом – стремясь воспитать его послушным. Ребенку, согласно его психического развития, следует указывать на реальную опасность, но никогда не запугивать придуманными коллизиями.
- Взрослые никогда не должны стыдить ребенка за страх, который он испытывает. Насмешки над боязливостью ребенка можно расценивать как жестокость.
- Ребенка никогда не следует оставлять одного в незнакомом для него окружении, в ситуации, когда возможны различные неожиданности.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО СНИЖЕНИЮ УРОВНЯ
СТРАХОВ ИЛИ ТРЕВОГИ У ДЕТЕЙ
• Помните, что детские страхи – это серьезная проблема и не надо воспринимать их только как «возрастные» трудности.
• Не иронизируйте, ребенок поймет, что защиты ждать не от кого, и окончательно закроется.
• Направляйте и контролируйте просмотр детских мультфильмов, старайтесь, чтобы дети смотрели передачи с положительными героями, ориентированные на добро, тепло.
• Стремитесь к тому, чтобы в семье была спокойная, доброжелательная атмосфера, избегайте ссор, конфликтов, особенно в присутствии детей.
• Не запугивайте ребенка: «Не будешь спать – позову волка» и тому подобное.
• Больше поощряйте, хвалите, одобряйте и морально поддерживайте ребенка.
• Рисуйте с ребенком страх и все то, чего он боится. Тему смерти лучше исключить. Можно предложить уничтожить рисунок: порвать или сжечь. Не ждите быстрого результата, страх не исчезнет сразу.
• Посмейтесь вместе с ребенком. Этот способ предполагает наличие бурной фантазии у родителей. Если ваш ребенок боится, например, грозы, постарайтесь придумать какую-нибудь историю (обязательно страшную) из собственного детства о том, что вы и сами точно так же боялись грозы, а потом перестали. Пусть сын или дочь посмеется с вас. Ведь одновременно они смеются и над своим страхом, а значит, уже почти победили его. Важно, чтобы малышу было понятно: «У мамы или папы были такие же страхи, а потом они прошли, следовательно, это пройдет и у меня».
• Играйте по ролям. Игры по ролям хороши тем, что позволяют моделировать практически любую ситуацию, которая вызывает у ребенка тревогу, и решить ее ненавязчиво в игре, формируя, таким образом, в сознании ребенка опыт преодоления своего страха.
Игры и упражнения на преодоление страха
и повышение уверенности в себе
«Качели»
Участвуют как ребенок, так и взрослый. Ребенок садится в позу «зародыша», поднимает колени и наклоняет к ним голову. Ступни прижать к полу, руками обхватить колени, глаза закрыть. Взрослый становится позади ребенка, кладет руки на плечи сидящему и медленно покачивает его. Выполняется 2-3 минуты.
«Художники – натуралисты»
Большой лист белой бумаги, старые обои, положить на газету. Перед участниками тарелочки с красками. Позвольте себе и ребенку рисовать пальчиками, кулачками, ладошками, локтями, ногами, носками. Сюжет рисунка может быть разный: «Падают листочки», «Следы невиданных зверей», «Сказочная страна» и т.д.
«Дизайнеры»
Тюбики губной помады (старые). Каждому участнику разрешается подойти к любому участнику и «раскрасить» его лицо, руки, ноги.
«Жмурки»
Водящему завязываются глаза – остальные произносят звуки: «ку-ку», «ля-ля», «а вот и я». Поймав участника, ведущий отгадывает кто это, не снимая повязку.
====================================
Контактная информация
МАОУ детский сад
№ 80 «Песенка»
Адрес: г. Тольятти,
Степана Разина, 77
Заведующий МАОУ
Рогдева Татьяна Владимировна
Контактные телефоны
8(8482) 34-62-45
методист Флегонтова
Майя Романовна
Адрес официального сайта:
https://chgard80.tgl.net.ru
МБУ детский сад
№ 73 «Дельфин»
Адрес: г. Тольятти,
б-р. Кулибина, 1
Заведующий МБУ
Андреенко Татьяна Александровна
Контактные телефоны
8(8482) 37-27-15
8(8482) 37-27-12
методист Кулагина
Надежда Анатольевна
Адрес официального сайта:
https://chgard73.tgl.net.ru
Контактная информация
МАОУ детский сад№ 80 «Песенка»
Фактический адрес:
445051, РФ, Самарская область, г. Тольятти, Степана Разина, 77
Фамилия, имя, отчество руководителязаведующий образовательной организации Рогдева Татьяна Владимировна
Контактные телефоны
8(8482) 34-62-45- методист Флегонтова Майя Романовна
Адрес официального сайта https://chgard80.tgl.net.ru
МБУ детский сад № 73 «Дельфин»
Фактический адрес:445032, РФ, Самарская область, г.о. Тольятти, б-р. Кулибина, 1
Фамилия, имя, отчество руководителя
заведующий образовательной организации Андреенко Татьяна Александровна
Контактные телефоны
8(8482) 37-27-15
8(8482) 37-27-12 – методист Кулагина Надежда Анатольевна
Адрес официального сайта: https://chgard73.tgl.net.ru