Скайп-консультация

 

 

 

в «Дельфин»:
Skype-имя, 
время консультаций

 

в «Песенка»:
Skype-имя, 
время консультаций

Гиперактивный ребёнок. Как ему помочь?

Гиперактивный ребёнок. Как ему помочь?

(консультация для родителей) 
педагог-психолог Терентьева Елена Викторовна

Уважаемые родители!
Многие из Вас в последние годы сталкиваются с таким понятием, как «гиперактивность». Вам приходится слышать его от воспитателей детского сада, врачей, учителей, психологов и даже от случайных прохожих,наблюдающих за поведением ребенка….

- Давайте для начала разберемся: что такое «гиперактивность» и каков «портрет гиперактивного ребенка»?

Внешние проявления гиперактивности могут выглядеть, как невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.


Портрет гиперактивного ребенка может быть примерно таким:

- находится в постоянном движении, ему крайне сложно себя контролировать, даже если устал, то все равно продолжает двигаться, а выбившись из сил, плачет и истерит;
- характерна резкая смена настроения;
- быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает до конца;
- часто не реагирует на обращение взрослого, хотя и слышит его;
- не доводит начатое дело до конца, даже если оно ему интересно;
- трудно уложить спать вовремя, сон беспокойный, часто просыпается;
- часто имеются кишечные расстройства, аллергические проявления;
- неуправляем, абсолютно не реагирует на запреты и ограничения, в любых условиях (дом, детский сад, улица) ведет себя одинаково;
- характерны невнимательность, сверхактивность (вербальная, двигательная, умственная), импульсивность;
- часто провоцирует конфликты, не контролирует свою агрессию – дерется, кусается, толкается, пускает в ход подручные средства: камни, палки и другие опасные предметы.

- Так что же, если у моего ребенка есть какая-то из этих характеристик – то он гиперактивный?

Возможно. Если в возрасте до 7 лет проявляются 8 из перечисленных характеристик – сначала необходимо проконсультироваться с психологом, а затем с неврологом. Это важно сделать для того, чтобы не перепутать проявления гиперактивности с различными органическими заболеваниями, а также с темпераментом холерика!!!

- Вы спросите, Портрет гиперактивного ребенка такой, что можно подумать: «Мой ребенок плохой?»

Из бесед с родителями гиперактивных детей, выявлено, что они по-разному взаимодействуют со своими детьми.НЕТ, КОНЕЧНО!!! Он не плохой. Каждый родитель, воспитывающий такого ребёнка, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребёнок, что это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а психологический и медицинский диагноз. Ведь ребенок не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребёнка «отрицательных» черт характера. В результате страдают все: и ребёнок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.

Одни пытаются жесткими мерами бороться с «непослушанием» ребенка, усиливают дисциплинарные способы воздействия, увеличивают рабочие нагрузки, строго наказывают за малейший проступок, вводят жесткую систему запретов.

Другие, устав от бесконечной борьбы с ребенком, опускают руки, стараются не обращать внимания на его поведение и предоставляют ему полную свободу действий, тем самым лишая ребенка необходимой поддержки.

Третьи, слыша в детском саду, и в школе, и в других общественных местах непрекращающиеся упреки и замечания в адрес своего ребенка, начинают винить себя в том, что он такой, вплоть до отчаяния и депрессии (что, в свою очередь, негативно влияет на чувствительного ребенка).

Однако во всех вышеперечисленных случаях родители неспособны выработать последовательную оптимальную линию поведения в отношениях с ребенком, поэтому их действия мало эффективны.

- Неужели нельзя добиться, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым?

 

Добиться этого ещё не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним – вполне посильная задача. Самое главное избегать следующих ошибок при воспитании.

1 ошибка, которую допускают родители, заключаются в том, что они лишают своего ребенка эмоционального внимания и поддержки, заменяя его лишь физиологическим уходом.

2 ошибка проявляется в проявлении недостатка твердости и контроля воспитания.

3 ошибка заключаются в том, что родители не воспитывают у своего малыша навыки управления гневом, а такой ребенок, как мы знаем, не умеет контролировать свою агрессию.


- Как же этих ошибок избежать?

Необходимо придерживаться следующих ПРАВИЛ при взаимодействии с «непоседой»:

  1. Общаться с ребенком мягко и спокойно. Желательно избегать как криков и приказаний, так и восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона: выслушивать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас); автоматически одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном); не запрещать действие ребенка в категоричной форме; не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит); не приказывать, а просить (но не заискивать); не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.
  2. Отвлекать ребенка в случае капризов: предложить на выбор другую возможную в данный момент деятельность; задать неожиданный вопрос; отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить его действия); сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает; оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).
  3. Поддерживать дома четкий распорядок дня (прогулки, сон, игры, прием пищи в одно и тоже время).
  4. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером; делить работу на короткие периоды; использовать физкультминутки.
  5. Снизить требования к аккуратности в начале работы.
  6. Сидеть рядом с ребенком во время занятий. Использовать тактильный контакт.
  7. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
  8. Поощрять сразу же, не откладывая на будущее.
  9. Предоставлять возможность выбора.
  10. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия — нет преимущества!

Например, если Вы едите со своим ребенком в музей, театр или в гости, Вы должны заранее объяснить ему правила поведения. «Когда мы выйдем из дома, ты должен дать мне руку и не отпускать ее, пока не перейдем улицу. Если ты все сделаешь правильно, я дам тебе жетон. Когда мы сядем в автобус...» и т.д. Затем определенное количество полученных за правильное поведение жетонов можно будет обменивать на приз (конфету, игрушку и т.д.). Если ребенок будет очень стараться, но случайно что-то сделает не так, то его можно и простить. Пусть он чувствует себя успешным.

Также необходимо создавать некоторые ОГРАНИЧЕНИЯ:

1. Не позволяйте ребенку засиживаться перед телевизором. В некоторых семьях принято оставлять постоянно работающий телевизор, даже если его никто не смотрит в данный момент,

в этом случае нервная система ребенка сильно перегружается от постоянного шумового и светового фона. Старайтесь, чтобы телевизор в комнате, где находится малыш, был выключен.

2. Не разрешайте играть в компьютерные игры.

3. Гиперактивный ребенок перевозбуждается от большого скопления людей. По возможности избегайте людных мест (крупные магазины, рынки, театры) – они оказывают на нервную систему ребенка чрезмерно сильное действие.

4. Гиперактивного ребенка нужно отдавать в сад как можно позже, когда он уже научится более-менее контролировать своё поведение. И обязательно предупредите воспитателей о его особенностях.

- Вы скажите, Ограничения в просмотре телевизора и в компьютерных игр могут вызвать агрессию у моего ребенка. Что с этим делать?

Чтобы ребенок научился контролировать не только свою агрессию, свои импульсивные действия и поведение в целом, но и сбрасывать накопившуюся энергию, можно поиграть с ним в игры, представленные ниже. Они подходят для использования в кругу семьи, при участии близких родственников (братья, сёстры), а также с друзьями своего ребёнка.

Самое главное – попробуйте раскрепоститься сами, отдайтесь игре, ведь ребёнок непременно почувствует вашу искренность и оценит это.

Я предлагаю Вам игры и упражнения, в которые можно поиграть с ребенком, чтобы научить его управлять своим гневом, поведением, снимать психоэмоциональное напряжение.

«ЧАС ТИШИНЫ И ЧАС МОЖНО»
(для детей с 4 лет)

Договоритесь с ребёнком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребёнок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час "можно", когда ребёнку разрешается делать почти всё: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей и висеть на них и т.д.

Примечание: «часы» можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.


«ЛАСКОВЫЕ ЛАПКИ»
(для детей с 4 лет)

Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; взрослый объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.


«ОБЗЫВАЛКИ»
(для детей с 5 лет)

Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а, например, овощами, фруктами или предметами мебели и т.д.: «Ты – огурец», «А ты – редиска», «Ты – яблоко», «А ты – груша» и т.д.

«РАЗГОВОР С РУКАМИ»
(для детей с 5 лет)

Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки – нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?2. Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

«ГОВОРИ!»
(для детей с 5 лет)

Скажите детям следующее. «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!» Давайте потренируемся: «Какое сейчас время года?» (Взрослый делает паузу) «Говори!»; «Какого цвета у нас в потолок?»... «Говори!»; «Какой сегодня день недели?»... «Говори!»; «Сколько будет два плюс три?» и т. д.».


«КОЛПАК МОЙ ТРЕУГОЛЬНЫЙ»
(для детей с 5 лет)

Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак. После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак» заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя).
В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В завершающем повторе дети изображают только жестами всю фразу. Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.

====================================

Контактная информация

МАОУ детский сад
№ 80 «Песенка»

Адрес: г. Тольятти,
Степана Разина, 77
Заведующий  МАОУ
Рогдева Татьяна Владимировна
Контактные телефоны 
8(8482) 34-62-45
методист Флегонтова
Майя Романовна
Адрес официального сайта:
https://chgard80.tgl.net.ru

 

МБУ детский сад
№ 73 «Дельфин»

Адрес: г. Тольятти,
б-р. Кулибина, 1
Заведующий МБУ  
Андреенко Татьяна Александровна
Контактные телефоны
8(8482) 37-27-15
8(8482) 37-27-12  
методист Кулагина
Надежда Анатольевна
Адрес официального сайта:
https://chgard73.tgl.net.ru

 

 

Контактная информация

МАОУ детский сад№ 80 «Песенка»

Фактический адрес:
445051, РФ, Самарская область, г. Тольятти, Степана Разина, 77
Фамилия, имя, отчество руководителязаведующий образовательной организации Рогдева Татьяна Владимировна
Контактные телефоны
8(8482) 34-62-45- методист Флегонтова Майя Романовна
Адрес официального сайта https://chgard80.tgl.net.ru

  

МБУ детский сад № 73 «Дельфин» 

Фактический адрес:445032, РФ, Самарская область, г.о. Тольятти, б-р. Кулибина, 1

Фамилия, имя, отчество руководителя
заведующий образовательной организации Андреенко Татьяна Александровна
Контактные телефоны
8(8482) 37-27-15
8(8482) 37-27-12 – методист Кулагина Надежда Анатольевна
Адрес официального сайта: https://chgard73.tgl.net.ru