-
Категория: Советы психолога
-
Обновлено 06.04.2020 14:24
-
Создано 20.03.2020 10:53
-
Автор: Администратор сайта МБУ № 73
-
Просмотров: 1360
Тревожность детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Как помочь ребенку?
(консультация для родителей)
Педагог-психолог Викульева Елена Васильевна
Что такое тревожность
Тревожность – это довольно устойчивая индивидуальная психологическая особенность, которая состоит в повышенной склонности человека испытывать беспокойство по самым разным поводам (или вовсе без них)
Тревожность необходимо отличать от тревоги (она проявляется ситуативно) и страха (объект страха обозначен)
Портрет тревожного ребенка
- любое задание или новое событие вызывает у него беспокойство;
- во время выполнения заданий или при попытках овладеть своим волнением часто напряжен, скован (ощущается мышечное напряжение даже в области лица и шеи);
- остро реагирует на ситуации на ситуацию неуспеха;
- беспокойно спит, жалуется на страшные сны;
- у него не нарушено внимание, но ему трудно сконцентрироваться на чем-либо, когда он волнуется;
- плохо переносит ситуации неопределенности или ожидания;
- не уверен в себе, своих силах, ожидает неудач в деятельности;
- старается скрывать свои проблемы и тревогу.
Почему повышенная тревожность чаще встречается у детей с ТНР
- отсутствием адекватной помощи взрослых по переживанию этих состояний;
- обусловлено осознанием ребенком наличия дефекта;
- непониманием окружающими речи ребенка;
- дети с речевыми нарушениями чаще своих сверстников оказываются изолированными от коллектива, переживают по поводу собственного дефекта, испытывают чувство неуверенности;
- дети имеют низкий уровень притязаний.
Как помочь тревожному ребенку
- повышать самооценку ребенка, внушать ему веру в свои способности;
- учить ребенка снимать мышечное напряжение, расслабляться, создавать для себя комфортную обстановку;
- обучать умению управлять собой в ситуациях, вызывающих наибольшее беспокойство.
Полезные правила для родителей
- Чаще называть ребенка по имени, обнимать его, хвалить за положительные результаты деятельности, стараться больше играть с ребенком в совместные игры(т.е. удовлетворять базисную потребность в любви и принятии);
- Сравнивать результата ребенка только с его результатами выполнения заданий;
- Не предъявлять к ребенку завышенных требований, они должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка;
- Перестать опекать ребенка, делая все за него;
- Тревожным родителям научиться преодолевать свою тревогу.
И самое главное
Необходимо понять и принять своего ребенка таким, какой он есть;
Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из жизни, вместе ищите выход;
Учите детей делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций;
Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью;
Даже если проблемы не кажутся Вам серьезными, признайте его право на переживание, посочувствуйте. Помогите ему увидеть в этой неприятной ситуации положительные стороны;
Помогайте ребенку в преодолении тревожности.